Античная общественно-политическая мысль
Прежде чем начать разговор о конкретных людях, занимавшихся во времена существования Древней Греции и Рима политикой, и пытавшихся дать сколь-либо внятное объяснение этой стороне общественной жизни, необходимо разъяснить уважаемой аудитории о чем собственно говоря, пойдет речь и что из себя представляет политика вообще.
Принимая во внимание множество определений столь обширного понятия и сопутствующих ему предметов, обозначу свое видение этого вопроса, дабы ограничить определенными рамками ту область знания о которой пойдет речь ниже. Ведь существование политологии как науки столь непродолжительно во времени, что в те далекие времена о которых мы будем говорить политикой занимались государственные деятели и философы, а не ученые - политологи.
Возникновение политических отношений в обществе, связано с появлением государств и попыткой упорядочить основной вопрос политики, борьбу за власть в рамках закона. Это могли быть "мягкие" законы на уровне правильно и не правильно как в Древнегреческих полисах и более жесткие на уровне можно и нельзя как в Древнем Риме, но суть оставалась одна: животная борьба за власть над себе подобными, различны были лишь цели. Одним власть была нужна для удовлетворения своих собственных похотей, другие же пытались удовлетворить похоти того общества в целом в котором жил властьимущий.
Итак попытка вывести решение основного вопроса за рамки чисто силовых методов и "вогнать" его в рамки логики привели к появлению государства и политических отношений, что способствовало резкому выделению человека из животного мира вообще. Так кто же были те первые политики и как складывались их политические мысли в те далекие времена. Нам необходимо это знать так как сегоднешняя жизнь и политические отношения в том числе построены именно на тех основах, что закладывались тогда. Подобно тому как дерево с возрастом становиться массивней за счет увеличения в объеме, политическая мысль со временем становиться объемней за счет накопленных знаний и опыта, и удаление сердцевины, основы приведет к гибели всего растения, так и удаление исторических первооснов приведет к гибели политической науки в целом.
Следует отметить, что как правило, величайшие политики античного мира строили свои властные структуры опираясь на знания и мысли своих советников, учителей, если хотите, философов Древнего мира. Так например Александр Македонский был образованным человеком и воспитывался таким гигантом мысли как Аристотель, которого специально для этих целей пригласил в Пелле- столицу Македонии его отец Филипп Македонский. Знания Аристотеля, его представления о мире в купе с природной энергией, харизмой и волей Александра привели к появлению величайшего из всех царств. Политику Аристотель считал практической философией. В заслугу Аристотеля ставят также его разделение государства на шесть типов: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия) и полития (смесь умеренной олигархии и демократии). Хотя надо отметить что во многом свои политические взгляды Аристотель почерпнул исходя, основываясь на идеи Платона. Политические взгляды Платона во многом остаются актуальны и сегодня. Именно он первым разделил государства по типам. В его концепцию входят:монархия - справедливая власть одного человека, тирания - несправедливая власть одного человека, аристократия - справедливая власть меньшинства, олигархия - несправедливая власть меньшинства, демократия - справедливая власть большинства и тимократия - несправедливая власть большинства. Также Платон выдвинул собственный план государственного устройства, согласно которому разделил все население государства на три сословия: философов, воинов и работников. Именно философам он отдал бразды правления государством.
Платон считал, что миром правят не те кто купается в роскоши и номинально значатся правителями, а философы живущие в реальном мире людей с их проблемами и заботами. С ним трудно не согласиться. И как бы не называлась власть олигархия или демократия - это лишь отражение состояния души философа правящего государством.
Вообще всех политиков можно разделить на практиков и теоретиков. И величайшими практиками Древнего Мира, внесшими огромный вклад в политическую науку в целом были Алексадр Македонский, Юлий Цезарь, Ганнибал, а как проявление худших сторон Каллигула. Среди теоретиков упомянутые выше Платон и Аристотель, а также такой крупный римский философ, воспитатель императора Нерона как Сенека, известного тем что после того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. Сенека презирал простой и необразованный народ, толпу и преувеличивал роль мудрецов в управлении государством. Подобно Аристотелю видел в философии практическое руководство по управлению государством.
В завершении хочется отметить что для оптимального управления государством, философ живущий среди людей в реальном мире помимо знаний должен обладать энергией и волей Александра Македонского и не известно что важней. Но нам простым смертным людям не дано знать этого человека, так как в идеале это и есть Бог.