Татарские сказки

Камыр батыр

 
камыр батырВ давние-предавние времена, когда была козлиная команда, когда дед с бабкой еще и на свет не родились, отчего мы с отцом только вдвоем пока жили, были, говорят, в некоем месте старик со старухой. Детей у них не было, и была по этому поводу большая печаль.
Однажды сели они и подумали, прикинули и поразвесили, да из теста слепили себе сынка-удальца.
Бабка пошла корову доить, дед вышел дрова рубить.
Воротились они да и ахнули: этот самый мальчик, которого слепили они из теста, с козлятами на полу играет...

слушать онлайн сказку Камыр батыр

 
И начал расти Камыр-батыр не по дням, а по часам. Выстругал ему дед биту гладкую, деревянную. Оперся на биту малец, и треснула бита напополам. Пошел дед тогда в кузницу, и сделал кузнец для его мальца биту железную. Побежал Камыр-батыр с этой битою на улицу, стал с другими мальцами играть: в первый день – одному ногу сломал, во второй день – другому хребет перебил.
Собрался тут деревенский народ и сказал деду свое веское слово:
–Малец твой и на ребенка не похож, всех детишек наших искалечил, делай, что хочешь, а только чтоб в деревне его более не было.
И отправился тот малец по свету бродить. Шел он день, и шел он ночь, месяц минул, год прошел, от деревни он ушел на один вершок. И попал в дремучий лес. Повстречался ему в этом лесу человек стреноженный.
Камыр-батыр спрашивает у того человека:
–Ты зачем это ноги стреножил? Тот человек говорит:
–Мне и так в самый раз, тютелька в тютельку. Коли я их освобожу, за мной и птица быстрая не угонится.
Взял его Камыр-батыр себе в товарищи. Шли они, шли и встретился им по дороге человек, зажавший ноздрю одну пальцем.
Спрашивает Камыр-батыр у того человека:
–Ты зачем это одну ноздрю пальцем заткнул? Тот человек говорит:
–Мне и так в самый раз, тютелька в тютельку. Коли я вторую ноздрю открою, страшная буря поднимется. Я и в эту ноздрю, коли выдохну, могу мельницу ветряную пять суток не переставая крутить.
Взял и его Камыр-батыр себе в товарищи. Шли они, шли, и встретился им по дороге старенький Дед с белой бородою, шляпа набекрень.
Спрашивает Камыр-батыр у того старика:
–Ты зачем это шляпу набекрень надел? Тот старик говорит:
–Мне и так в самый раз, тютелька в тютельку. Коли я шляпу прямо надену – пурга поднимется, всех снегом засыплет. А коли я шляпу на глаза надвину, вся земля на два аршина льдом покроется.
И старика взял Камыр-батыр себе в товарищи. Шли они, шли, и встретился им по дороге еще один человек: целится он из лука, целится... Спрашивает Камыр-батыр:
–Ты куда это так целикшся? Тот человек говорит:
–Видишь, во-о-он там, в шестидесяти верстах, на высокой горе, на толстом дереве, на нижней ветке муха сидит? Хочу этой мухе левый глаз выбить.
Взял Камыр-батыр и лучника этого себе в товарищи. Шли они, шли, и встретился им по дороге один бородатый детина, который в земле возился.
Спрашивает у того детины Камыр-батыр:

татарские сказки

–Ты что это возишься тут? Говорит бородатый:
–А вот стукну левой рукой – здесь гора, а стукну правой – здесь гора.
Взял и детину Камыр-батыр себе в товарищи.
Шли они, шли и дошли до одного тамошнего бая. И просили бая, чтобы он им свою дочь отдал. Очень упрямый тот бай оказался, стал им препятствия чинить. Говорит бай:
–Моя дочь падишаховой дочке ровня, не хуже ничем, не чета вам всем. Однако я человек добрый, коли обгонишь моего скорохода, отдам за тебя дочку.
Пустились теперь наперегонки баев скороход и Стреноженный. Скакнул Стреноженный и одним махом шестьдесят верст одолел. Решил он вздремнуть, пока баев скороход до него доберется, лег на пригорке и заснул крепко. Вот уже баев скороход обратно возвращается, а Стреноженный спит себе на пригорке, похрапывает:
Тут говорит Камыр-батыр:
–Ай-яй, никак верх за баевым скороходом останется? Ну-ка, стрельни в него, сделай такую милость.
Выстрелили Лучник и попал спящему в правую мочку. Встрепенулся Стреноженный, скакнул и вперед баева скорохода на майдане оказалгя.
Хитрил бай всяко, изворачивался и ухитрился-таки всю компанию в чугунной бане запереть. Навалили дров вокруг бани, огонь поднесли – намерен бай всех живьем зажарить.
Начало их припекать в этой бане. Поправил Камыр-батыр шляпу на голове у Седобородого, и поднялась в бане пурга, глаза застит. Однако раскалилась баня докрасна, опять их там припекает. Натянул Камыр-батыр шляпу ему по самые уши – и ударил в бане жуткий мороз, стены заиндевели.
Открыл на другой день бай двери в бане и рот разинул: жива вся компания, сидит и зубами дробь выбивает. Камыр-батыр говорит этому баю:
–Ты мне голову-то не морочь. Бороться будем или на кулаках драться? Выбирай, что тебе, баю, по сердцу.
Бай говорит:
–И поборемся, и на кулаках побьемся. Нет у меня такой дочери, чтоб за тебя замуж пошла. Сам бери, коли силенок хватит.
И пошла у них драка, и пошло у них побоище. Так они старались, что земля у них под ногами потрескалась: где ровно было, там вспучилось, где вспучено было – заблестело, как лысина. День они бились, и ночь они бились, и утром колотились, и вечером молотились. Ловким бойцом себя показал Камыр-батыра товарищ, закрывающий пальцем ноздрю: дунет-свистнет в пустую ноздрю – двадцать баевых слуг улетят вверх тормашками. Стукнет Бородатый справа – гора вырастает, стукнет он слева – другая гора, тридцать слуг баевых под той горою. А взмахнет сам Камыр-батыр своей битою и враз сорок баевых слуг положит.
Не вытерпел бай такого избиения, отдал свою дочь. Как выдали баеву дочку за нашего батыра, пир горой пошел. Тридцать дней к нему готовились, сорок дней этот пир справляли, пять кобыл не пойманных сварили, наелись все до отвала.
И я на том пиру побывал, ай, хороший был пир! Столы от кушаний так и ломились, в котлах бараны живые томились, мед-пиво ставили бочками – век бы ходить за такими дочками! – честное общество ковшами хлебало, мне, правда, одной ручкой перепало.

 

татарские сказки
Татарская народная сказка

Смотри также: раскраска Камыр батыр

мультфильм на татарском языке Камыр батыр

 

Водяная Су анасы

су анасы(из уст деревенского мальчика)

1

Лето. В жаркую погоду любо в озере играть -
Брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом бодать!

Так резвился больше часа - нипочём теперь жара!
Но из озера, однако, вылезать пришпа пора.

Натянул штаны, рубашку: весь продрогший - хоть пляши!
Что-то боязно мне стало - нет ведь рядом ни души.

Я домой уже собрался, оглянулся на мостки:
Глядь! - там ведьма водяная ноги свесила с доски!

Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой
Космы ведьма продирает, прядью тешится седой.

За деревьями густыми, что росли на берегу,
Я укрылся, зубы стиснул: и вздохнуть-то не могу.

Причесалось чудо-юдо и в мгновение одно
В озеро - бултых! - нырнуло и ушло к себе на дно.

Тут уж я собрался с духом, вышел из листвы густой...
На мостках забытый ведьмой блещет гребень золотой!

Что ж. не зря кругом безлюдно: не зевай да не робей!
Гребень взял - давай Бог ноги! - припустил в село скорей.

Ничего вокруг не вижу, и бегу я, и бегу.
Как в огне горю, взмокаю, отдышаться не могу...

Оглянулся я - и тотчас закачалось всё кругом:
Ах. злосчастье! - водяная вслед за мной бежит бегом!

Голосит: «Держите вора! Стой, негодный, погоди!
Отдавай немедля гребень, в грех старуху не вводи!»

Я бегу - она вдогонку, я скорей - она во след!
Что такое: как нарочно, никого в округе нет!

Наконец-то до деревни нас дорога довела.
Как залаяли на ведьму псы родимого села!

- Гав-гав-гав! - на всю деревню лаем свора залилась.
Испугалась водяная, восвояси подалась...

Уф, прошла напасть лихая! Вроде с рук сошёл грешок.
Что, зловредная старушка! убежал твой гребешок!

Матери сказал, мол. гребень на обочине лежал.
Оттого, мол. запыхался, что без роздыха бежал...

Гребень мать взяла, услышав объяснение моё,
Но, казалось, сердце было не на месте у неё...

Су анасы. часть 2

Су анасы

Так, прекрасно. Солнце село. Лёг я спать, и свет потух.
За окном душистый воздух, в доме свежий, хлебный дух.

Сон нейдёт ко мне упрямо, хоть уснуть пора давно.
«Тук-тук-тук!» - внезапно слышу: это кто стучит в окно?

Но лежу я так блаженно, неохота мне вставать.
От ночного стука вздрогнув, поднялась с постели мать.

- Кто там в полночь колобродит? Тьма - не видно ничего!
Ну, чего ещё им надо? Грабят, что ли, там кого?

- Водяная я, откройте! Где мой гребень золотой?
Знай: на озере сегодня вором стал сыночек твой!

Тень её в окошке лунном: накрываюсь с головой.
Ну, куда теперь деваться?! - весь дрожу я. Боже мой!

Водяная всё стучится: тонкое стекло дрожит.
С головы её ручьями влага чистая бежит...

Матушка злосчастный гребень отыскала, - кинув ей.
От греха она окошко затворила поскорей.

Видит: бопьше нет напасти, и ругать меня давай!
Вот ругала, вот ругала, вот дала мне нагоняй!

С той-то взбучки материнской научился я добру.
Есть хозяин или нету - ввек чужого не беру.

татарские сказки

Г.Тукай перевод с татарского Равил Бухараев
Татарская сказка Су анасы

Смотри также: раскраска Су анасы (татарская водяная)
мультфильм на татарском языке Су анасы


Турай батыр

Турай батырЖила, говорят, в далёкие времена одна женщина. Три дома имела: один соседский, другой не построенный, а у третьего и сруб ещё не срублен. Вот она и жила в лачуге. А лачуга была знатная, всем домам дом: облаком крыта, ветром законопачена. Но хоть и бедно та женщина жила, а все ж не побиралась.

И был у неё, говорят, сын по имени Турай, громадного роста и богатырской силы джигит. Здоровался — без руки оставлял, верхом садился — хребет коню переламывал, а уж на майдане никто не мог противостоять. Имя Турай батыра с уст людских не сходило.
Но хоть и статью он удался, и на лицо пригож был, а девушки за него не шли. Пришлёт Турай сваху, а они только отмахнутся. Человек, в лачуге живущий, где невесту примет, где ребёнка растить будет?

слушать онлайн сказку Турай батыр


Ходил Турай один, ходил, а потом и говорит матери:
— А отправлюсь-ка я, мама, странствовать... По чужим краям поброжу, на белый свет погляжу, авось и повезёт мне, богатым вернусь. А может, и девушку встречу, что мне женой, а тебе невесткой станет.
Отвечает ему мать:
— Воля твоя, сынок, хочешь идти — иди... Да только помни: единственный ты у меня. Пропадёшь — что делать без тебя буду?.. А случится что с тобой — как узнаю, жив ли, здоров ли?
Взял юноша тогда перо гусиное и в щелку над дверью дома воткнул.
— Не горюй, мама, — говорит. — Вернусь я. А если беда какая случится, кровь с этого пера закапает. Следи за ним.

татарские сказки

Попрощался джигит с матерью, подпоясался, кистень свой взял и пустился в дальний путь.
День шёл Турай, ночь шёл, а всего-то вершок пути прошёл. Как-никак добрался он до гор высоченных. Слышит он вдруг гул громоподобный. Смотрит джигит: две горы друг о друга бьются. Подошёл поближе, видит — батыр сидит да теми двумя горами, как камешками, забавляется.
Спрашивает Турай:
— А что это ты делаешь?
— Да вот, — батыр отвечает, — тебя ожидаючи, кашу надумал сварить. Видишь, из огнива огонь добываю...
А звали этого батыра Тауказар. Дальше они в путь вместе двинулись. Шли, шли, а потом ещё одного встретили. Брал тот батыр огромные камни, в кулаке сжимал их, потом выбрасывал.
— Что это ты делаешь? — спрашивают они его.
— Да вот, — батыр говорит, — вас ожидаючи, кашу надумал сварить. Видите, масло из камней выжимаю...
А этого батыра звали Ташказар. И пошли три друга за счастьем вместе.
День шли, ночь шли, много лугов, озёр и рек миновали и добрались до одного дремучего леса. Уж такой густой, тёмный был, такой непролазный да дикий — никогда здесь человеческая нога не ступала. Вот пробираются друзья самой чащобой и вдруг видят избу. Внутрь заходят: очаг есть, у очага — казан, в переднем углу — сэке* (сплошные нары, обычно в переднем углу избы, использовались вместо стола и кровати), миска да ложка — вся утварь на месте, а хозяев не видно.
Переночевали батыры в доме раз, потом второй — никто не появляется.
— Ладно, — думают друзья, — отдохнём здесь немного, дичи настреляем, а там видно будет.
Вот отправились Тауказар и Турай на охоту, а Ташказар в избе остался еду готовить. Только он суп сварил — кто-то в дверь стучит:
— Открывай!
Открывает Ташказар дверь, и входит в неё высокомерный, кичливый карлик: Сам-с-пядь-да борода пядей пять.
— Посади меня на нары, — приказывает. Посадил Ташказар.
— Суп давай, — говорит. 

татарские сказки

Подал Ташказар суп в миске. 
— Мало! Весь казан давай! — кричит.
— Весь не могу, — говорит Ташказар. — Мне ещё товарищей кормить.
Сам-с-пядь-да борода пядей пять ногами на батыра затопал: 
— Ах вот ты как?! А ну неси казан, не то хуже будет!.. Принёс Ташказар казан, поставил перед ним. Сам-с-пядь-да борода пядей пять суп проглотил, а потом убил Ташказара и ушёл.
Турай с Тауказаром с охоты вернулись и глазам своим не верят: друг убитый лежит, а казан пустой на полу валяется. Кто здесь побывал? Да кто бы не побывал, а Ташказар мёртв, не встанет. Погоревали о нём друзья, погоревали, да делать нечего, надо дальше жить.
На другой день Турай-батыр один на охоту отправился.
Только Тауказар успел суп сварить, снова в дверь стучатся:
— Отвори!
Открыл Тауказар. Входит в дверь карлик Сам-с-пядь-да борода пядей пять.
— А ну подсади! — говорит.
Подсадил Тауказар карлика, а тот снова весь казан с супом потребовал. А когда отказался джигит, убил и его, как Ташказара. Убил, суп проглотил и исчез. 
Возвратился Турай-батыр с охоты, а Тауказар мёртв. Опечалился Турай. Задумался — чьих же это рук дело? Ну, ничего, думает, завтра я сам в доме останусь, узнаю, кто тут зло невиданное, неслыханное творит.
Не пошёл назавтра Турай в лес за дичью. И только суп у него сварился, как снова в дверь застучали.
— Открой!
— Сумел прийти, — Турай отзывается, — сумей и открыть!.. Открыл Сам-с-пядь-да борода пядей пять дверь и вошёл.
— Подсади! — говорит.
— Сумел войти, — батыр отвечает, — сумеешь и взобраться! Залез карлик на нары, сел, бороду к себе от двери подтягивает.
— Суп давай!
— Есть хочешь — сам бери!
Только Турай это сказал, соскочил Сам-с-пядь-да борода пядей пять на пол, и стали они драться. Всё вокруг перевернули. Схватил Турай-батыр карлика за бороду, намотал её на руку да как хватит оземь — по колено Сам-с-пядь-да борода пядей пять сквозь пол провалился. Поднял тогда карлик батыра и так вверх бросил, что тот всю крышу разметал и в небо взлетел... Три дня и три ночи они бились, и одолел-таки Сам-с-пядь-да борода пядей пять Турая.
А когда пришла к батыру смерть, то в тот же миг с гусиного пера в доме его матери кровь закапала. Увидела это мать, зарыдала в голос, а потом собралась и сына искать пошла.
— Аи, сыночек мой... Что же с тобой приключилось, и где искать тебя?..
Мудрая, однако, женщина была мать Турая. Где пешком, где верхом, где прямо через горы, где кружной дорогой добралась она до того дремучего леса, нашла своего сына. Прочитала над ним молитву и оживила его, тепло материнское в грудь вдохнув.
Открыл Турай глаза.
— Ох, и долго же я спал, — говорит.
— Ах, сынок, — мать головой качает. — Ладно я подоспела, а то заснул бы ты вечным сном.
Стал Турай батыр просить, чтоб и друзей его она к жизни вернула.
— Ай-хай, да выйдет ли у меня, сынок?.. — мать говорит. — Ты мне родной, а товарищи твои других матерей дети...
Упрашивает Турай:
— Они мне уже братья стали... Оживи их, мама... 
Задумалась мать. Долго молчала, думала, а потом говорит:
— Ладно, будь по-твоему. Какая мать своему ребёнку откажет. Только знай: сколько жизненной силы я в них вдохну, столько из меня уйдёт. Да не жаль мне силы — лишь бы друзья твои хорошими людьми оказались...
Вдохнула она в Тауказара и Ташказара жизнь и в тот же миг, обессилев, на землю упала.
Очень заботились три джигита о матери Турая. Лосиным молоком её отпаивали, мясом куропаток кормили. Стала она понемногу поправляться. А когда совсем выздоровела, проводили её друзья домой и снова в путь пустились.
А ещё сказать надо, что когда карлик Сам-с-пядь-да борода пядей пять с Тураем бился, сильно его батыр ранил. И из той раны всё время капала кровь и на дороге застывала. Вот по этим следам и отправились три друга-батыра. Шли они шли и привели их следы к глубокому — дна не видать — колодцу.
Турай-батыр говорит товарищам:
— Я в колодец спущусь. А когда надо будет обратно, дам вам знать, вы меня наверх и вытащите.

татарские сказки

Полез Турай в колодец. Долго спускался, а когда добрался до дна, смотрит, а дно-то сухое. Поглядел Турай кругом — вроде на какой-то другой свет попал: равнина, а невдалеке и город виднеется. Да ещё и чей-то громкий рёв с той стороны доносится, не звериный, но будто и не человечий.
Добрался джигит до окраины города, зашёл в домик к одной старухе.
— Скажи, бабушка, — спрашивает батыр, — кто это ревёт так?
— А это, сыночек, — та отвечает, — падишах дивов кричит. Царских дочек в чужом краю украл, да с батырами драться пришлось. Сильно раненый, говорят, вернулся. Вот до сих пор и ревёт от боли.
Турай говорит:
— А как бы мне на него посмотреть, бабушка? Ни разу живого падишаха не видел...
— Ай-хай! — старуха огорчается. — Не надо туда ходить. Во дворце у него дочки падишахские живут. Какие только батыры их спасти ни пытались, а никто из этих юношей живым не вернулся.
А Турай как про дочерей падишахских услышал, так ещё больше во дворец дива захотел. Невесту-то он себе пока так и не нашёл.
— Будь что будет, — говорит, — а туда я схожу. Ты мне, бабушка, только дорогу укажи.
Долго старуху упрашивал, пока не согласилась она. Объяснила Тураю дорогу. И совет дала:
— Самого дива силой, может, и одолеешь. А вот со стражей его ни силой, ни злостью не справишься, а одним только добром. Возьми с собой, джигит, воз сена, баранью тушу, одёжку-обувку да еды, питья побольше...
Послушался Турай-батыр старуху. Достал всё, о чём она говорила и отправился ко дворцу падишаха дивов.
Дошёл он до первых ворот. А у ворот бык стоит, огромный, свирепый. Глаза кровью налиты, а бока высокие так и ходят — впроголодь, оказывается, падишах дивов свою стражу держит: чем голоднее, мол, тем злее. Взревел бык, бросился на джигита, вот-вот под себя подомнёт или на рога поднимет. Тогда бросил ему Турай-батыр сено. Остановился бык, стал сено есть. А Турай мимо него внутрь проскочил.
Ко вторым воротам батыр подходит. Только приблизился, как стая голодных псов к нему кинулась — вот-вот на части разорвут. Бросил им Турай баранью тушу. Остановились собаки, зарычали и стали тушу терзать. А джигит дальше пошёл.
У третьих, видит, человек стоит. Одежды на нём нет, тело всё в рубцах от побоев, бледен и худ он, как смерть, но и зол не меньше. Изловчился Турай и набросил на него быстро свой чекмень:
— Погрейся, друг!..
Отогрелся немного сторож и говорит:
— Хороший ты человек... В первый раз моё тело тепло почувствовало, в первый раз уши ласковые слова услышали. Пусть тебе, брат, дорога ровной будет...
Совсем немного Тураю до дворца оставалось, как вдруг выбегает оттуда навстречу ему красавица, одна щека которой луне, а другая солнцу подобна.
— Эй, джигит! — говорит. — Какие добрые ветры тебя сюда занесли? Не тебя мы, родной, ждали, а злого дива. Спаси нас, вызволи, пропадём мы здесь...
Много дней Турай-батыр, устали не зная, шагал, много ночей не спал. Отвечает девушке:
— Издалека я, красавица, иду. Устал. Чтобы с дивом управиться, мне сил набраться нужно...
Падишахских дочерей оказалось три. Принялись его угощать. Перво-наперво одна из них айран принесла — жажду утолить, потом стала суп варить; другая притащила из погреба бочонок медовухи да казылык* (вид домашней колбасы) и прочей снеди всякой выставила; третья растопила баню белую и воды натаскала из речки.
Поел-попил Турай-батыр, в бане попарился, отдохнул три дня, а потом к хозяину дворца заявился. Заходит Турай в зал, а там Сам-с-пядь-да борода пядей пять лежит-полёживает на сэке, бороду повесил на полку, а конец той бороды дочери падишахские золотой гребёнкой расчёсывают.

татарские сказки

— Эй, див! — батыр кричит. — Много ты крови пролил, много детей сиротами оставил, а теперь тебе самому конец пришёл!.. Ну, говори, тягаться будем или кидаться?
Сам-с-пядь-да борода пядей пять с места вскочил, рукава засучил:
— Не тебе со мной тягаться, не тебе и кидать. Не родился ещё тот батыр, кто со мной бороться может!.. Не знаю, как у вас, а у нас вот так бьют!
И с этими словами ударил див что было силы Турай-батыра. Упал джигит без памяти. Див саблю из ножен вытащил, чтобы голову ему отсечь, да дочери падишахские помешали, за руки его уцепившись. А Турай успел уже в себя прийти.
— А в наших краях вот так бьют!.. — крикнул он, схватил дива за бороду, намотал её на руку — и с размаху об пол! Только чёрное пятно от карлика осталось.
Обрадовались падишахские дочери, принялись батыра и друг дружку обнимать да целовать. Три дня и три ночи праздновали они. А потом забрал Турай-батыр из дворца всё золото, серебро и самоцветы и повёл девушек к колодцу.
Двум старшим сказал:
— Наверху меня два товарища ждут. Джигиты они видные, хотите — свадьбы играйте.
Младшей же, той, что к нему навстречу из дворца выбежала, говорит:
— А ты, милая, если я тебе нравлюсь, матери моей снохой будешь, а мне — женой.
Улыбнулась младшая в ответ: как такой джигит может не нравиться!..
Ладно, стали Ташказар и Тауказар из колодца добычу поднимать. Сначала драгоценности вытащили. Потом одну за другой девушек, от страха визжащих. Последним Турай-батыр в верёвочную петлю сел. Подняли его Ташказар и Тауказар почти до края колодца, Турай уже белый свет увидел, а потом взяли и перерезали верёвку — жадность их, видно, обуяла. И полетел Турай-батыр вниз, на дно.
Никто не знает, сколько он без памяти пролежал. Потом очнулся наконец, вспомнил, что с ним стряслось, и опечалился. Не о золоте — что богатство? Были бы руки, а богатство — дело наживное, а об измене товарищей своих. Друг предаст — будто соль на рану...
Что делать?... Снова Турай к той старухе пошёл:
— Неудачливый я, видно, человек... Не знаешь ли ты, бабушка, как мне отсюда домой выбраться? Научи, если знаешь!..
Вывела старухаТурая из дома и показала тропинку, что по склону оврага спускается:
— Иди по этой тропке. Доберёшься до большого озера, посреди него остров увидишь, на котором ветвистый вяз растёт. А под вязом будут два козла бодаться, белый и чёрный. Тут уж как повезёт: за белого сумеешь ухватиться — вынесет он тебя на белый свет, за чёрного — плохо твоё дело. Смотри, не промахнись!
Поблагодарил Турай-батыр старуху за добрый совет, лицо водой ключевой умыл, перепоясался и пошёл по тропинке, какая указана была. День шёл, ночь шёл. На третий день, когда солнце за полдень перевалило, добрался до большого озера, Глядит — всё в точности так, как старуха рассказывала: посреди воды остров, на острове вяз, под вязом два козла здоровущие, что твои быки, бодаются. Один белый, другой чёрный. Да так сильно бодаются, что с рогов искры сыплются, а остров весь дрожит. Вошёл джигит в воду, доплыл до острова, выбрался кое-как на сушу. Потом изловчился и ухватил белого козла за ногу! И в тот же миг всё вокруг него завертелось, и почувствовал Турай-батыр, что летит куда-то. Потом вдруг вспыхнул яркий белый свет, и он ударился о что-то. Огляделся джигит — он на земле, а козла и след простыл.
Порадовался Турай-батыр, что цел-невредим на белый свет выбрался, одежду отряхнул и двинулся в путь. Шёл он, опустив голову — было джигиту о чём подумать — и скоро заметил в дорожной пыли следы. Двое мужчин, три женщины шли. Пустился Турай по этим следам, дошёл до места, где путники привал устроили. Покопался палкой в золе, что от костра осталась, видит: в золе — лепёшки пресные. Думает джигит: «А ведь это для меня моя красавица припрятала...»
Ладно, отправился он по эти следам дальше, добрался до какого-то города. Смотрит, в самом его центре два больших красивых дома строят. Спрашивает Турай-батыр:
— А чьи же это такие дома — падишаха или бая? Отвечают ему:
— Нет, не падишахские это дома и не байские. Тут два батыра жить будут, что падишаха дивов одолели и падишахских дочек освободили.
Намотал Турай эту новость на ус, потом переоделся в лохмотья и предстал перед бывшими своими товарищами в облике нищего.
Ташказар и Тауказар сидели-пировали. Нищего увидели — кусок хлеба бросили. Взял Турай хлеб, в сторону отошёл, ест да смотрит. Видит: две девушки в красном углу сидят, а его невеста, голову повесив, пригорюнившись, на чурбане каком-то примостилась.
Не понравилось Ташказару, что нищий в доме так долго отирается.
— Что, попрошайка, — кричит, — доел свой хлеб? Ну и проваливай!
— Не беспокойся, я уйду, — Турай отвечает. — Среди мелких душ и у самого душа не на месте. Сейчас уйду, позволь только попробовать твой лук, что на стене висит.
Забавно это Ташказару показалось, разрешил он ему взять свой лук.

татарские сказки

Взял Турай-батыр лук, а он в его руках, как тряпичный, согнулся. Дали ему тогда лук Тауказара, и этот, как соломенный, поддался. Бросил Турай-батыр лук на пол.
— Сказал бы я пару слов о мужчинах, которые не стыдясь такое оружие носят, — говорит. — Не знаю, куда луки эти годятся, разве что мальчишкам, воробьев пугать.
Разозлился Тауказар, такие слова от нищего услышав, кинулся к Тураю.
— Эй ты, бродяга! — кричит. — Придержи язык, не то...
Но тут увидел он, что не простой нищий перед ним, а настоящий богатырь, у которого руки как брёвна, а шея, как у быка. Поэтому язык прикусил и тихо на место пошёл.
А Турай-батыр заметил на стене свой лук, на гвоздь повешенный, взял его и спрашивает:
— А вот решите, хозяева, загадку. По дороге сюда видел я пять лебедей, двух самцов и трёх самок. Подскажите, кого подстрелить, тех или других?
— Самцов, — все девушки говорят. — Самок нельзя трогать. Может, они в это время птенцов выводят.
Ташказар и Тауказар, оказывается, по-другому думают:
— Если уж суждено им погибнуть, — говорят, — пусть все пропадают. Почему же только самцов стрелять, чем они виноваты?...
Услышал это Турай-батыр, на середину комнаты вышел, стрелу в лук вложил, тетиву натянул, друзей своих бывших на прицел взял.
— Значит, есть за что самцов стрелять, — говорит. — Вот вы меня не спросили, почему лебедей не шесть, а пять было. А ведь знаете, что лебедь без пары не ходит. Тогда сам скажу: потому самка одна была, что самца её другие, всего исклевав, на дороге бросили. Так ли мужчины поступают?
Побледнели, услышав это, Ташказар и Тауказар, головы опустили.
А Турай-батыр старших дочерей падишахских спрашивает:
— Ну, решайте, умереть этим лебедям или в живых остаться.
— Умереть, — в один голос падишахские дочери отвечают.
— Ну что ж, — Турай говорит. — Тогда получай, Ташказар, то, что заслужил... И ты, Тауказар, тоже...
Назавтра отвёл Турай батыр старших дочерей падишахских в новые дома, много золота и серебра дал. А сам со своей невестой домой, к матери вернулся и начал свадьбу играть.
И я на той свадьбе гулял. Сегодня пошёл, вчера пришёл. А угощенье там знатное было: мясом кормили, мёдом поили. Две бочки, один ковш, сколько хочешь, столько пьёшь. Ну, я-то больше всех выпил: они всё ковшом да ковшом черпали, а я всё ручкой да ручкой...

 

татарские сказки

татарская народная сказка Турай батыр

 

Кто сильней

кто сильнейПод сосной, зелёной летом и зимою, стоит домик, на кочку похожий, а жителей в нем видимо-невидимо. Днём двери домика открыты настежь, а ночью запи­рают этот домик на замок. Не воров здесь боятся, а ночного холода.

Сегодня в домике пир горой, сплошное веселье, справляют хозяева новоселье.

Кузнечику досталось лучшее место, от удовольствия он пошевеливает усиками и поёт, стараясь угодить хозяевам и гостям.

И червяк не сидит спокойно. Ползает, выгибается, хочет станцевать вприсядку, но не получается.

татарская сказка Кто сильней

Гусеница сидит нахохлившись. Захотела повеселить гостей, пустилась в пляс на столе, да только бокалы опрокинула.

А бабочку-малявочку на праздник не позвали. Ну, нет, так нет - и сама прилетела на свет.

Зато трудолюбивая пчёлка Нечкебиль самое почётное место заняла за столом.
Приполз паук, стал плести паутину и чуть не испортил всю картину, да поднялся хозяин-муравей и произнёс речь:

-      Дорогие гости, мы, муравьи, славно потрудились, мы своего добились, а теперь у нас веселье по случаю новоселья.

Стали гости муравьев поздравлять, ура кричать, потом пошли осматривать новый дом, из листьев, травы и прутьев сделанный. Но в нижнем этаже не было ни одного муравья, ползала только тля.

Удивились гости и спрашивают хозяев:

-      По какой причине в нижней половине тля находится? Кем она вам, муравьям, доводится?

А муравей и спрашивает пчёлку Нечкебиль:

-      А ты медком полакомилась?

-      Ничего не скажешь, сладок ваш медок и приятен,- ответила пчёлка с поклоном.

-      Ну, так вот, медок этот нам тля дает. В солнечную погоду мы её выпускаем на волю. Наберёт она там медку с цветов, а когда пощекочешь тлю, мёд из неё и выходит.

Удивились гости и на третий этаж пошли. Весь дом муравьиный осмотрели и опять к столу вернулись. Все сразу заговорили, ничего не поймёшь, не разберёшь; Тут снова поднялся знакомый нам муравей и сказал:

татарские сказки

-      Гости дорогие, вы пришли из дремучих лесов, с зелёных лугов, широких полей, скажите, кто на свете сильней?

Он хотел услышать, что сильнее муравьев нет на свете никого.

Вдруг что-то грохнуло, всё в доме дрогнуло. Исчез говорун-муравей, поубавилось число гостей.

А на улице большеголовые красные муравьи на гадюку насели, терзали её и ели.

Взмолилась гадюка:

-      Не убивайте меня, пожалуйста. Гостей ваших не трону, больше не подойду к вашему дому. Хоть раз простите, не мучайте, отпустите.

Хитрила змея, но муравьи её не слушали.

-      Зачем ты пришла в муравьиный дом? Чего тебе надобно в нём? Зачем покой нарушаешь, празд­новать нам мешаешь?

Съели муравьи гадюку и - поделом ей.

Дивились гости силе  муравьиной:   «Такого врага победили!» Снова за столы засели.

Вновь гостей спросил муравей:

-      Кто на свете нас сильней? Мы построили чудо-дом, расправились со страшным врагом.

Гости знали и то и это, а хозяин ждал одного ответа:

-      Муравьи сильнее всех!

Но гости отвечать не спешили. Каждый себя принялся хвалить.

Сверчок вскочил на листок, изо всех сил оттолкнулся длинными ножками и полетел, как самолёт. Восхитил гостей его полёт. Сверчок и петь умел, сел на листок и запел. Он хотел ещё рассказать, что много муравьев от сверчков погибло, но не сказал потому, что был в гостях у них.

- А мы вот,- сказал червяк,- дни и ночи трудимся, словно плугом землю разрыхляем. Поглядите после дождя на маленькие дырочки и бугорочки. Всё это наши труды. Сквозь эти поры в почву воздух проходит до самых корней. Без нас не расти хлебам, не бывать большому урожаю и худо было бы пчёлкам, сверчкам, букашкам и таракашкам, бабочкам и муравьям, одним словом, всем вам.

Гости червяка слушали, но в ладоши не хлопали. А хвастливый червяк закончил так:

-      Самые сильные на свете черви.

Только он   остановился   и перевёл   дыхание, как вдруг с дерева послышался голос:

-      Есть ли насекомое полезнее гусеницы?

татарские сказки

Все обернулись и посмотрели на верхушку дерева.

-      Чепуху городишь!

-      В глаза обманываешь! Гости возмущались, а гусеница продолжала врать:

-      Ой, как трудно толстые листья глодать, легче горы разворотить. А вреда от гусениц никакого.

Не выдержала бабочка и поднялась со своего цветочного стульчика.

-      Как это нет вреда? Что за ерунда! Вот какое голое стало дерево, изуродованное и хилое. Беззастенчиво лжёшь!

Гусеница с улыбкой слушала бабочку, а потом на неё напала:   
-      Ты, бабочка, выступаешь против своих же род­ных и не по праву добываешь себе добрую славу. Ты же сама была гусеницей, листья объедала, а теперь барыней стала, среди цветочного аромата забыла, кем была когда-то.

Кто-то зашумел в цветах клевера. Обернулись гости и увидели Нечкебиль. Она пила сладкий мёд и только того и ждала, чтобы на неё обратили внимание. Пользуясь случаем, она заговорила:

-      Если бы не мы, мёд в цветах пропадал бы зря, если бы не мы, урожай был бы плох. Если бы вы зна­ли, сколько надо сил, чтобы достать мёд из цветов, вы бы сами сказали, что пчела - сильнейшее насекомое на свете.

Вдруг гости заволновались. Прыгнул в сторону сверчок, червь приник к земле, пчела притаилась в цветах, гусеница спряталась в листьях, муха от страха двинуться не могла, а паук воспользовался случаем и поймал её.

Где-то близко зашуршали сухие листья, затрещал хворост, задрожала земля.

-     Человек идёт! - крикнул кто-то.

Лев поклонился ему, гордый орёл приветствовал его, даже букашки   пели ему свои песни.   По лесу шагал хозяин земли, лесов и рек, властелин всей природы - могучий человек...

Так и не пришлось говорить ни пауку, ни мухе.

А жаль, паук речь свою наизусть выучил прежде, чем идти в гости. Все бы   услыхали   вдруг, что всех сильней на свете паук. С досады оплёл он муху паутиной и стал пить кровь из неё.

Когда всё стихло в лесу, гости снова выползли на свет, муравей тоже. У него портфель под мышкой, а в портфеле куча бумаг. Это - глава муравьев. Сейчас он скажет и всем покажет, кто всех сильней на свете. И он бы рассказал, как муравьи могут поднимать же­лезо с муравья величиной, как отцы их ходили в поход и какой они храбрый народ.

Но речь не была произнесена. Муравей замер, раскрыв рот. Зашумели деревья, зашелестели травы. В лесу потемнело. Все разбежались кто куда. Сверкнула молния, полил дождь. Спор о том, кто сильней, разрешить так и не довелось.

Может быть, вы разрешите этот вопрос?

татарские сказки

      Абдулла Алиш

Кто сильней
 

Падчерица

падчерицаВ давние времена были у одного человека две дочери и сын. Одна из дочерей была неродная ему. Не любили ее в семье. Посоветовались однажды и решили отвести девушку в лес. Сказал ей брат:
– Пойдем в лес, будешь там ягоды собирать, а я дров нарублю. Вечером вернемся. Взяла девушка ведро и клубок с собой прихватила. Далеко забрались они, в самую чащу. Наконец остановились. Распряг брат лошадь и пустил ее траву пощипать, а сестре говорит: – Ступай за ягодами да прислушивайся, вернешься, когда работу кончу.

татарская народная сказка Падчерица

Достал он топор и принялся дерево рубить. А девушка взяла ведро и пошла искать ягоды. Брату только этого и надо было. Подвесил он к высокому дереву колоду, запряг лошадь и уехал домой. А девушку в лесу оставил, Вот ходит она по лесу и прислушивается. Колода на ветру раскачивается и “тук–тук” – ударяется о ствол. Кажется девушке, что это топор дровосека стучит. “Брат все еще дрова рубит”, – думает она и продолжает собирать ягоды. Но вот и ведро с верхом наполнилось. Мало–помалу начало смеркаться. Улегся ветер. “Видно, брат домой собирается", – решила девушка и пошла назад. Вышла на знакомое место, а брата и след простыл. Заплакала девушка и пошла по лесу. Шла она, шла, пока на опушку не выбралась. А там дорога в поле. Идет она по дороге, плачет и приговаривает: “Укатился мой клубочек, не видал ли кто его? Причитает она так, а сама все плачет и плачет. Видит, впереди табун лошадей пасется. Девушка и говорит пастуху:
– Укатился мой клубочек, не видал ли ты, пастух?
А тот отвечает:
– Видел. Поможешь мне табун пасти, дам тебе лошадь.
Согласилась девушка. Целый день пасла она табун, получила лошадь. Дальше верхом поехала. Едет, а сама все плачет и плачет. Долго ехала так, смотрит – впереди стадо коров. Целый день пасла она коров, пастух дал ей за это корову. А потом повстречалось ей стадо овец. Получила девушка овцу. А там и козье стадо показалось. Дали ей козу. Поехала она дальше. Темно уже стало, глаза слипаются. “Что же мне делать?” – горюет девушка. Далеко впереди мелькнул огонек. Обрадовалась она, припустила лошадь быстрее, подумав, что это деревня. Подъезжает ближе, видит, избушка стоит, а в ней старушонка. То ведьма была. Девушка и говорит:
– Укатился мой клубочек, не видала ли, бабушка?
А та отвечает:
– Как же, видела, доченька. А ты издалека ли путь держишь?
Рассказала девушка, что с ней приключилось. А ведьма говорит:
– Ты, доченька, долго шла, устала, оставайся у меня погостить.
Наутро ведьма посыпает девушку баню топить. Та все как надо сделал” и приходит к старухе:
– Баня готова, бабушка, пойдем помоемся.
– Ладно, доченька, – отвечает ведьма.
Выйдя из дома, старуха и говорит:
– Не могу я идти, доченька. Возьми–ка ты меня за руки да коленкой сзади подталкивай. Так и доведешь.
А девушка отвечает:
– Нет, бабушка, нельзя так. Ты старенькая, обидишься на меня.
Взяла она старуху на руки и отнесла в баню.
А ведьма снова говорит ей:
– Возьми меня, доченька, за волосы да втащи наверх.
– Нет, бабушка, – отвечает девушка, – не годится так, обидишься ты. – И осторожно усадила ее на полок.
Старуха говорит:
– А теперь попарь меня, доченька. Возьми веник за листья да бей что есть мочи другим концом.
– Нет, бабушка, нельзя так, – отвечает девушка.
Попарила она старушку веником, отнесла в дом, в мягкую постель уложила. Ведьма и говорит:
– Что–то голова у меня зачесалась, доченька, почеши немного.
Принесла девушка гребень, посмотрела на ведьмину голову да так и ахнула: там под каждым волоском золото, серебро, жемчуга, каменья драгоценные. Кончила чесать, а старуха говорит:
– Спляши–ка, доченька, очень уж охота мне поглядеть, хорошо пи плясать умеешь.
Сплясала девушка, и ничего не упало на пол. А старуха ей уж новое дело нашла:
– Сходи, доченька, в баню, я там лоток с солодом сушить подвесила. Взгляни, просох ли.
Пошла девушка, заглянула в лоток, а там золота, серебра, жемчугов, кораллов видимо–невидимо. Прибегает к старухе, а та спрашивает:
– Просох ли, доченька?
– Просох, бабуся.
– Ладно. А теперь спляши–ка еще разок, – говорит старуха.
Сплясала девушка, и снова на пол ничего не посыпалось. Поняла старуха, что гостья ее так же правдива, как и добра. Сказала она:
– Ну, а теперь, доченька, можешь домой ехать, коли хочешь.
– Я бы поехала, – отвечает девушка, – да дороги к дому не знаю.
Сказала на это старуха:
– Иди, доченька, я укажу тебе дорогу. Возьми с собой зеленый сундучок, да только, смотри, не открывай его, пока до дому не доберешься.
Взяла девушка сундучок, поблагодарила старушку. Потом села на лошадь и отправилась в путь–дорогу, а корову, овцу и козу за собой на веревочке повела.
День прошел, ночь минула, вот уж и деревня близко. А у брата собачка была. Как примется она тявкать да приговаривать:
– Думали со свету сжить, а девушке богатой быть, тяв–тяв!
– Что это с собакой? Сбесилась, никак?
Бросились они бить собачонку палкой, а она знай свое твердит:
– Думали со свету сжить, а девушке богатой быть! Тяв–тяв!

татарские сказки

А тут и сама девушка подъехала. Вошла в дом, открыла сундучок, смотрит, глазам не верит: он до краев золотом, серебром, редкими каменьями набит!
Зажила с того дня девушка безбедно, а брат со своей женой покоя от зависти лишились. Решили они родную сестру в лес свезти. Она тоже с собой ведро и клубок ниток взяла. В глухом лесу распряг брат лошадь и отпустил ее пастись, Сам принялся дрова рубить. Пошла сестра по ягоды. Брат тем временем, как и в первый раз, подвесил к дереву колоду, да и уехал домой. Девушка, перестав слышать стук топора, поспешила к брату, а его уж нет.
Пошла она по лесу, приговаривая: “Укатился мой клубочек, не видал ли кто его!” Шла так, пока не набрела на табун лошадей.
– Укатился мой клубочек, не видал ли ты его? – спросила она пастуха.
– Видел. Помоги мне табун пасти, дам тебе лошадь.
– А на что мне твоя лошадь? – сказала девушка и пошла дальше.
Прошла она мимо коровьего стада, миновала стадо овечье. Вот уж и козье стадо позади. Шла, пока на избушку не набрела.
– Укатился мой клубочек, не видала ли, бабуся? – спросила она, войдя в дом.
А старуха отвечает:
– Как же, видела. Иди, доченька, истопи баньку.
А когда девушка выполнила просьбу, сказала ведьма:
– А теперь, доченька, пойдем помоемся. Возьми меня за руки да поддевай сзади коленкой, так и доведешь.
Девушка так и сделала, как ее старуха просила: взяла ее за руки, стала поддавать коленкой – и довела до бани.
Сказала старуха:
– Будешь меня парить, веник за ветки держи и бей по спине что есть силы.
Девушка так и сделала. И что бы ей старуха не поручала, она все исполняла в точности. Говорит ей старуха:
– Расчеши мне, доченька, волосы.
Взглянула девушка, а голова старухи золота, серебра, камней самоцветных, жемчугов полна. Девушка золото да серебро выбирает, к себе в карманы складывает, за пазуху сует. А старуха и говорит:
– Спляши–ка, доченька, очень уж поглядеть охота, как плясать умеешь.
Начала девушка плясать – все, что она припрятала, на пол и посыпалось. Посылает ведьма девушку в баню:
– Посмотри–ка, доченька, просох ли солод в лотке.
Пошла – смотрит, а лоток золота, серебра, камней дорогим самоцветных полон. Снова набила она карманы, да за пазуху насовала. “Так вот как сестрица–то разбогатела!” – смекает про себя.
А старуха опять плясать ей велит. Сплясала девушка – серебро да золото на пол посыпались. Поняла старуха, что она за человек, и говорит:
– А теперь домой ступай, доченька. Иди во–он той дорогой, – и протягивает ей черный сундучок. – Возьми это с собой. Смотри же не открывай, пока домой не придешь.
Обрадовалась девушка, сундучок схватила и домой побежала. Долго шла она, вот уж и деревня близко. В доме брата собачка затявкала:
– Думала богатой быть, а уж ей теперь не жить, тяв–тяв!
– Собака не иначе, как сбесилась! – закричали хозяева и стали швырять в нее камнями. А она опять за свое:
– Думала богатой быть, а уж ей теперь не жить, тяв–тяв!
Как ни били собаку, как ни тузили – не так, мол, говоришь, надо: “Поехала за добром и приехала с добром”, – она свое твердит.
Девушка между тем дошла до дому, Откинула она крышку сундучка, в оттуда змея выскочила и задушила ее.
Вот ведь до чего зависть доводит!

татарские сказки

Татарская народная сказка Падчерица